Развитие фонематического (звукового) слуха ребенка
Легко ли научить ребенка чтению? Всё зависит от того, как вы – родители – это будете делать. Дать букварь, показать на буквы «М» и «А» и заставить их соединить… а потом тяжело вздохнув от того, что ничего не получается, сделать вывод: «Не буду «мучить» дитя, в школе его всему научат!». Стоп!!! Так ничего не получится никогда!!! Нужно начать издалека.
Самый важный подготовительный этап к обучению чтению и письму является развитие фонематического (звукового) слуха ребёнка через звуковые упражнения.
В сети Интернет вы можете найти множество таких упражнений, обратим ваше внимание на несколько очень важных. И сразу договоримся – на данном этапе на первое место выходит понятие «звук». Мы же с вами говорим и читаем не буквами, а звуками! А ещё уточним – это не совсем упражнения, это ИГРЫ, в которые с ребёнком необходимо ИГРАТЬ.
Самая первая игра. «Поймай звук». Эта игра используется на самом начальном этапе развития фонематического слуха и подходит для детей раннего возраста (3-4 года). Правила: «Я буду говорить разные звуки, а ты, как только услышишь звук «А» (или любой другой – как вы договоритесь), должен его поймать, хлопнув в ладоши». Для «таинственности» игры – можно попросить ребёнка закрыть глаза. Так же лучше слышно!!!
А дальше – усложняем! На занятиях по АБВГДейке в центре Светлячок у педагога Сергея Геннадьевича следующую игру дети знают под названием «Сыщики». Сыщиками на занятии выступают, как вы догадываетесь, учащиеся. А дома сыщиком становится ваш сын или дочь. Главная задача сыщика – найти условного «преступника» (коим выступает определенный звук), который спрятался в доме. Сначала нужно определить есть ли он, преступник, в доме, а затем узнать – в какой комнате спрятался. Дом – это слово, три комнаты в доме – начало, середина и конец слова.
Итак, игра состоит из двух этапов. На первом определяем наличие звука в слове. Начинайте с согласных звуков (они словно каркас слова, его основа), немного выделяя в слове искомый звук. Если мы разыскиваем звук «М», словами могут быть – масло (есть!), руки (нет!), гром (есть!) и так далее. А на втором этапе подключаем дом с тремя окошками (можно вырезать или нарисовать на листе бумаги). Где же спрятался преступник – звук? Задача ребенка – разместить в соответствующее окошко любой предмет (магнит, фигурку, камешек и прочее). Если же искомого звука нет в слове – разместить предмет вне дома.
Достаточно поиграв в сыщики, можно перейти к упрощенным вопросам: назови первый звук в слове (Собака – «С»), назови последний звук в слове (Рука – «А»).
Особо хотелось бы выделить творческую игру – «Доскажи слово». Это очень увлекательное занятие – сказка, в которой от некоторых слов остался только первый звук. Дошкольник, слушая сказку, должен догадаться, какие же слова недосказаны.
Простой пример. Жил-был один «М» (мальчик), у которого совсем не было «Д» (друзей). Однажды папа подарил ему настоящую «С» (собаку). Каждое утро перед школой мальчик выходил с собакой на «У» (улицу), и учил выполнять её различные «К» (команды)…
Можно взять готовый рассказ для детей, а можно проявить свою взрослую фантазию!
Подведем итог – начинайте с развития у ребёнка фонематического слуха, а затем смело переходите на следующий этап – буквенный. Об этом написано в ЭТОЙ СТАТЬЕ. Успехов вам!