Турнир смекалистых – 2014
Поведать о своих открытиях всему миру собрались ребята-дошкольники на симпозиум ученых, который состоялся на базе Дворца 27 и 31 марта 2014 года. Конкурс «Турнир смекалистых», по традиции проводимый педагогами ЦДР «Светлячок» в рамках открытого республиканского фестиваля «Новые горизонты» уже 5 год, собрал в этом году 264 ребенка из 44 дошкольных образовательных учреждений различного статуса из г. Набережные Челны и близлежайших районов республики.
Следуя завету великого русского деятеля, первооткрывателя мирового масштаба Михаила Васильевича Ломоносова: «Везде исследуйте всечасно, что есть велико и прекрасно», организаторы исследовательского конкурса и его участники решили, что великое и прекрасное можно найти в простых окружающих вещах, нужно только это необычное суметь увидеть. И поэтому в этом году юные исследователи свой взор направили в сторону самой «неприметной, но такой необходимой в нашем обиходе бытовой области» – кухне. Кухня как источник всестороннего исследования оказалась обширной настолько, что конкурс «Исследования на кухне» включил в себя несколько этапов, была проведена большая подготовительная работа.
На первом, подготовительном этапе 7 февраля 2014 года для кураторов детских проектов – всех педагогов дополнительного образования города, желающих участвовать в мероприятии, организаторы провели обучающий семинар «Я – исследователь», на котором были рассмотрены вопросы сущности исследовательской деятельности, особенности проведения исследования с учётом возрастных особенностей воспитанников, были даны рекомендации по созданию проблемных ситуаций для детей, как научить ребят искусству криптографии.
Второй этап конкурса, продлившийся до 15 марта 2014 года, предполагал предоставление организаторам конкурса заявок и отчетов об исследовании: научных работ детей-участников.
И, наконец, самое интересное и захватывающее: практическая часть – защита проектов состоялась 27 и 31 марта! Два дня вместе с ведущими конкурса – мудрой Совой и любознательной Вороной – юные исследователи демонстрировали аудитории небывалую эрудицию. Исследования на кухне были проведены самые разнообразные, об этом красноречиво говорили темы проектов:
«Молоко и молочные продукты», «Космос на кухне», «Тайна дрожжей», «Волшебные испарения», «Приключения льдинок – холодинок на кухне», «Уксус друг или враг», «Удивительные свойства крахмала», «Трудяга-холодильник», «Влияние еды на настроение» и много других.
Под стать темам ребята вместе со старшими наставниками представили на суд жюри, «коллегам по цеху» интересные формы защиты проектов: устное выступление с использованием мультимедийной презентации, схем, рисунков, формат телепередачи с выступлением экспертов из различных областей, собственно практическая деятельность – демонстрация опытов на месте. Отрадно, что к процессу защиты проектов дети вместе со своими наставниками подошли с основательно: выступающие четко выделяли цель, вдохновенно рассказывали об этапах исследования, подчеркивая разносторонний подход к исследованию, с радостью делились, что искали ответы на вопросы из различных источников – энциклопедий, собственных наблюдений, черпали информацию из бесед с взрослыми.
Два дня конкурса стали для детей настоящими днями постижения «давно известных и одновременно новых истин». Ребята с радостью делились друг с другом своими открытиями, давали повод для размышления, возможность взглянуть на обычный предмет под другим углом восприятия, расширяли границы восприятия картины мира, демонстрировали умение обосновывать свою точку зрения, смело выдвигая гипотезы, умение задавать вопросы. А вопросы и, правда, были порой совсем неожиданными, заставляющие «почесать голову» не только детей-дошкольников, но и взрослых:
«Почему для исследования вы решили выбрать именно эту тему?», «Как появляется плесень на сыре?», «Если бросить кашу в речку, что с ней будет?», «Почему яблоко красное?», «Чем питаются микробы?», «Почему молоко белое?».
Веселые конкурсы «Полезное – неполезное», «Вкусное варенье» от мудрой Совы, любознательной Вороны, веселого Петрушки добавили в атмосферу «умного праздника» еще большую непринужденность. А по окончании мероприятия всех юных ученых ждала награда: «будущие Ломоносовы» получили дипломы, значки с символикой конкурса и признание. Пока не всемирное, конечно, но дело за малым: ведь стремление получать знания не в готовом виде, а добывать самостоятельно, важные навыки практического и мысленного экспериментирования, умение видеть проблему, определять область исследования, задавать вопросы, выступать перед многочисленной аудиторией, неутомимая жажда познания, стремление совершать новые открытия в детях уже есть!